Поводом написать эту статью, послужило желание сделать ещё одну версию популярного среди автолюбителей устройства диммера-таймера для плавного включения-выключения света в салоне автомобиля, но уже со своими корректировками в его работе, и вот почему.

Мой коллега по работе, автомобилист, нашёл описание подобного устройства, для самостоятельной сборки, в интернете, изготовил его и наконец, запустил схему. Был разочарован тем, что схема работала, не так как он представлял это себе, а возможности скорректировать работу устройства у него не было, т.к. сам он не радиолюбитель, поэтому попросил меня придумать нечто похожее. Сделать устройство, которое бы удовлетворяло его запросам.

В частности, ему не нравилось, что свет загорался слишком медленно когда он садился в салон,свет не достигал ещё максимума, и это его раздражало, и когда слишком долго горит свет в салоне, тоже ему не нравилось, а хотел он, чтобы освещение при открывании двери нарастая плавно имело более крутую характеристику, чем, когда свет гаснет, и всё это происходило чтобы автоматически, без его участия.

Ну к примеру, в данном устройстве,свет зажигается плавно за 5 секунд, горит постоянно 10 — 20 секунд на максимальной яркости, а потом плавно гаснет за 15 секунд. Весь цикл получился примерно 45 сек, его такой вариант устроил, он опробовал эту схему в своём автомобиле и остался доволен. А я решил в очередной раз поделиться с посетителями сайта «Радиодед» своей конструкцией.

Схема управления освещением в салоне автомобиля

Описание работы

Инициализация запуска устройства происходит при открывании двери автомобиля,или когда водитель открывает дверь, или пассажир выходит. При этом, происходит замыкание на массу контактов штатного концевика двери, для освещения салона автомобиля. Лампа так же используется штатная.

Если дверь долго остаётся в открытом состоянии, схема запускает таймер, лимитирующий продолжительность горения света приблизительно до 5-ти минут, в салоне автомобиля, чтобы предотвратить разряд аккумулятора. При закрывании двери схема снова переходит в дежурный режим ожидания. В этом режиме потребление тока, схемой, мизерное, поскольку микроконтроллер переходит в «спящий» энергосберегающий режим работы.

 

Детали и конструкция

В схеме применён недорогой AVR микроконтроллер фирмы ATMEL — ATtiny13, для тактирования использована частота внутреннего RC- генератора 9,6 МГц, как выставить фьюзы при программировании, показано на картинках:

Выставление fuse-битов микроконтроллера AVR в PonyProg

fuse-биты в ChipBlaster AVR

Так же прилагается файл рабочей прошивки (autolight hex.) микросхема стабилизатора 78L05 может быть заменена 7805. Полевой N-канальный транзистор я применил IRFR 024N можно поставить и 55L03LT, а если подобных транзисторов нет, можно рекомендовать более доступный в торговой сети IRFZ44.

Схема соединяется всего 4-мя проводами, поэтому может быть легко и быстро смонтирована. Все необходимые контакты проводки автомобиля находятся рядом с лампой салона автомобиля. Провод от лампы освещения салона со стороны (-) штатного выключателя соединяется с выводом стока выходного транзистора схемы, ли в разрыв этого провода, провод от концевого выключателя двери соединяется с выводом «SENSOR», ну а + и — 12 вольт, соответственно с проводами схемы автомобиля, идущими к этим соединениям.

Поскольку у разных моделей автомобилей, схема включения лампы освещения салона может различаться, я привёл лишь общую, для понимания работы устройства, схему. Схема собрана на печатной плате размером, 23 х 43 мм. Файл печатной платы можно скачать в конце статьи. Такие небольшие габариты платы позволяют разместить её в пустотах пространства рядом с лампой освещения салона, плату предварительно следует поместить в пластиковый изолированный корпус. Перед тем, как установить устройство в автомобиль, предварительно его работу рекомендуется проверить в стационарных условиях.

 

Скачать весь проект

Владимир Науменко, vladimir@radioded.ru

г. Калининград

Просмотров всего: 1 962, сегодня: 1

2 комментария

  1. Александр Reply

    Очень зря что без исходника. Мне допустим интереснее в качестве обучения посмотреть как это все запрограммированно, чем собирать и прошивать.

Напишите комментарий